+7 (929) 929 01 40trener@annabocharova.ru
Отправить запрос

Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 4, 2010 г.

Политика корпоративной социальной ответственности: пути реализации

>Политика корпоративной социальной ответственностиПолитика корпоративной социальной ответственности характеризует отношениекомпании к людям и организациям, с которыми она сталкивается в ходе своейдеятельности, к обществу в целом. Рассмотрим, каким образом могут быть обозначены иреализованы основные принципы данной политики.

Подходы к социальной ответственности

Политика корпоративной социальной ответственности (КСО) предприятия включаетнесколько областей ответственности:

  • перед партнерами;
  • перед потребителями;
  • перед работниками;
  • экологическая;
  • перед обществом в целом.

Подход к реализации политики корпоративной социальной ответственности зависитот размера организации, сектора бизнеса, сложившихся традиций, взглядов собственников иакционеров. Так, одни предприятия фокусируются только на одном компоненте КСО(экологическом, на социальных программах для местного сообщества и т.д.), другиестремятся сделать философию социальной ответственности неотъемлемой частью всейдеятельности корпорации. Например, крупные западные компании включают принципыполитики КСО в стратегический план, упоминают их в описаниях корпоративных миссии иценностей, а также в ключевых внутренних документах (трудовых договорах, правилахраспорядка, положении о совете директоров и др.). Данный подход к социальнойответственности объясняется ее тесной взаимосвязью с корпоративной этикой: организация,которая приветствует инновации и независимость мышления, не может позволить, чтобыработа ее сотрудников расходилась с положениями корпоративного этического кодекса илидругих стандартов деятельности.

Пример

Одна из ведущих сетей кофеен «Старбакс» («Starbucks Coffee Co.») включаетполитику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касаетсяподходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение прав человека, норм охраны трудакомпаниями-производителями кофе), отношения к окружающей среде, к персоналу. С 1998г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменениеподходов к производству кофе. Результатами программы стало увеличение на 60% доходовфермеров, выращивающих кофе по новой технологии, и на 220% – числа кофейныхплантаций, расположенных в зоне тропических лесов без повреждения биоразнообразия.

Пример

Крупнейший банк Великобритании «Co-operative bank» – один из лидеров враспространении принципов социальной ответственности в банковской сфере. Важныйдокумент, регулирующий его деятельность, – «Политика этических инвестиций». Онавключает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальныхинвестиций, определяющих ее отказ от участия в сделках по продаже оружияпредставителям диктаторского режима, от инвестиций в табачные компании иорганизации, занимающиеся производством и продажей натурального меха. «Co-operativebank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходитсоциальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этических принципах.Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банкрасходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы.

Подобные компании обычно не ограничиваются включением принципов КСО врегламенты и создают внутренние комитеты по этике, которые участвуют в подготовкестратегических планов предприятия в части, касающейся социальной ответственности,оценивают с этой точки зрения текущую работу компании, дают советы и рекомендациируководству по соблюдению принципов социальной ответственности. При отсутствии такихкомитетов данные функции выполняют советы директоров.

Отношение организации к работникам занимает важное место в общей политикеКСО. Социальная ответственность перед персоналом определяет содержание такихдокументов, как должностная инструкция и трудовой договор, влияет на систему оценкикачества работы людей, их продвижение по службе, политику начисления премий иповышения оплаты труда. Кроме того, социально ответственная компания вкладываетресурсы в информирование персонала о принципах социальной ответственности (черезкорпоративные печатные издания, интранет, информационные стенды и т.п.), включает этивопросы в программы внутреннего обучения.

Ответственность перед потребителями и партнерами определяет отношениепредприятия к качеству своей продукции.

Пример

ЗАО «ТПК «ДМ Текстиль Менеджмент» на каждом этапе производстваосуществляет не менее чем тройной контроль качества сырья и готовой продукции.Ежегодно проводится добровольная сертификация товара независимыми организациями:производство имеет сертификаты ISO и ЭКОТЕКС (высший сертификат длятекстильной продукции, позволяет поставлять ее в ЕС), особое внимание уделяетсятоварам для детей – все сырье (хлопок, красители и др.), а также продукт на выходесертифицируются. Об успешности применяемых мер говорит тот факт, что 98%продукции присваивается первый сорт. Компания активно проводит работу спокупателями по каждому каналу сбыта, все рекламации и претензии рассматриваются вкратчайшие сроки.

Что касается персональной ответственности за соблюдение компанией политикиКСО, то в одних организациях эта обязанность лежит на советах директоров, в других – нагенеральном директоре. В последние годы руководители многих предприятий (например,British Petroleum и другие компании, чья деятельность находится под пристальнымвниманием общественности) стали понимать ценность регулярной независимой оценкисоциальной ответственности. Возникло понятие «социальный аудит», и появилисьпровайдеры, которые его осуществляют. Отчет независимых аудиторов обязательновключается в отчет компании о социальной ответственности (его основные элементы см. наРисунке).

Рисунок. Структура отчета о воплощении политики корпоративной социальнойответственности*

Программы социальных инвестиций

Важный аспект социальной ответственности бизнес-структур – их взаимодействие собществом в целом. Традиционная практика благотворительности компаний постепенноуходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии –денежной или товарной помощи благотворительным, социальным, культурныморганизациям. Новый подход к участию в жизни общества включает не толькотрадиционную материальную помощь из прибыли компании, но и оказание работникамикорпорации поддержки обществу и даже ее участие во фандрайзинге – привлечении средствдругих благотворителей для совместных социальных проектов.

Одна из тенденций последних трех лет – рост инвестиций в проекты предприятий,касающиеся социальной ответственности. Это вложения в компании, которые не связаны спроизводством и продажей табака и алкоголя, а также в те, которые признаны социальноответственными, ведущими активную социальную политику. Данного рода инвестициивключают:

  • прямые вложения в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
  • денежные пожертвования;
  • бесплатное предоставление фондам и общественным организациям времени своихсотрудников, включая топ-менеджеров;
  • безвозмездная передача товаров или услуг;
  • предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты изсвоей зарплаты (многие компании добавляют к ним корпоративные средства);
  • использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимойпрограммы, решения общественной проблемы.

Часто программы социальных инвестиций осуществляются предприятиями впартнерстве (см. табл. 1):

  • с благотворительными фондами, международными организациями;
  • с другими компаниями;
  • с некоммерческими организациями.

Пример

Программы компании «Диажео», крупнейшего международного производителяпродуктов питания, осуществляемые в партнерстве с некоммерческими организациями,дают возможность жителям областей, городов, на территории которых она работает,успешно решать социальные проблемы и расширять знания и навыки персонала. Программа«Вода для жизни» связанна с доступом населения к чистой воде, что актуально для южных стран, а программа «Навыки жизни» направлена на обучение безработных, молодежи,заключается в предоставлении профессиональных знаний с целью снижения безработицы ибедности.

Таблица 1. Партнерство в рамках социальных инвестиций

Важно отметить, что успех сотрудничества обеспечивают:

  • ответственный подход компании к выбору партнеров;
  • единое понимание партнерами целей и предполагаемых результатов деятельности;
  • согласованная PR-политика в отношении партнерства;
  • заключение юридического договора и согласование затрат на реализацию программы.

Технологии реализации социальных программ

Существует множество форм участия корпораций в социальных расходах местныхвластей: от прямого финансирования проектов до реализации программ совместно сдругими организациями, благотворительными фондами, частными инвесторами (см. табл. 2).

Таблица 2. Виды корпоративных социальных программ

Наряду с традиционными формами (спонсорской помощью, безвозмездной передачейсредств напрямую нуждающимся) многие предприятия сегодня используют новый способблаготворительной деятельности, основанный на конкурсных механизмах. Его применение наиболее целесообразно в ситуациях, когда спонсорская помощь направлена на отдельныхлюдей или конкретные организации (например, конкурс на поставки товаров и услуг длядетских домов). Конкурсные механизмы привлекательны для бизнеса следующимиаспектами:

  • технологичность процесса;
  • прозрачность процедур и отчетности;
  • возможность выбора наиболее эффективного решения;
  • новые идеи благотворительности;
  • наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
  • хороший PR для компании.

Выбор способов привлечения средств на проведение конкурсов определяетсясоциально-экономическими условиями территории. В промышленно развитых городахуспешно реализуются модели использования процентов с капитала, складывающегося изпожертвований компаний, разработана модель именных фондов (образованных однойорганизацией). В городах, экономика которых зависит в основном от градообразующихпредприятий, возможности создания грантового фонда напрямую связаны с экономическимсостоянием этих предприятий.

Одним из первых шагов на пути привлечения бизнеса к решению социальныхпроблем территорий на постоянной основе можно назвать технологию «консолидированныйбюджет», разработанную в Межрегиональном общественном фонде «Сибирский Центрподдержки общественных инициатив» и получившую развитие во многих районах России. Врамках проведения крупных региональных мероприятий (День города, ярмарка социальныхпроектов и т.п.) проводится конкурс на получение гранта для реализации проектовприоритетных направлений. Грантовый фонд конкурсов формируется благодаряобъединению усилий администрации и представителям бизнеса. Последним такое событиедает возможность не только поучаствовать в финансировании некоммерческого проекта, нои узнать о социальных проблемах региона, способствовать их решению. В дальнейшем спобедившей организацией часто выстраиваются долгосрочные партнерские отношения.Также проект зачастую становится стартовой площадкой для формирования долгосрочныхпрограмм на определенной территории.

Если модель «консолидированный бюджет» представляет собой разовый сбор ираспределение средств с использованием конкурсного механизма, то фонды местныхсообществ, развивающиеся в последние годы, действуют на постоянной основе. Ониаккумулируют средства из местных источников и распределяют их на конкурсной основедля решения социальных проблем территории. Их деятельность географически ограничена муниципалитетом, реже – регионом. Фонды предоставляют гранты местному сообществу,т.е. являются «донорами», поддерживающими благотворительные и социально значимыепроекты. Они функционируют на основе полной прозрачности и открытости своейдеятельности и отчетности, все решения принимаются коллегиальными органамиуправления. Отличие конкурсных программ таких фондов – быстрое реагирование навозникающие проблемы территорий, периодичность проведения конкурсов и разнообразиегрантовых сумм. Для фонда участие бизнеса в его деятельности – это не только фактордоверия к данному институту и принципам конкурсного распределения доверенных средств,но и уверенность в эффективности и актуальности проводимых проектов. Дляпредставителей местного бизнеса наличие и поддержка фонда – это показатель егосопричастности к решению проблем местного сообщества.

Примеры программ

Приведем примеры социальных инвестиций компаний, которые могут ихреализовывать благодаря значительным финансовым ресурсам. Так, работа «ТНК-ВР» вобласти социальных и благотворительных программ и спонсорства представляет собойнеотъемлемую часть стратегии компании, которая строится на основе ее корпоративнойфилософии. Основными направления благотворительности предприятия является решениесоциальных и бытовых проблем работников «ТНК» и ее дочерних структур, а такжеадресная помощь жителям регионов, в которых компания ведет свою производственнуюдеятельность. Организация реализовала ряд целевых социальных и благотворительныхпрограмм (см. табл. 3).

Таблица 3. Социальные и благотворительные программы «ТНК-ВР»

Для инвестирования средств в социальную сферу компания участвует вфинансировании проектов в рамках различных конкурсов и программ, а также проводитсобственные конкурсы социальных проектов. «ТНК» поддерживает конфессиональные инациональные объединения, в том числе оказывает финансовую поддержку коренным ималочисленным народам Севера.

* Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества. М.: Аналитический центр «Эксперт», 2003. С.24.





 





Смотрите также:

Все права защищены.
© 2010-2019 «Бизнес-тренер Анна Бочарова»
г.Ростов-на-Дону.