Власть управленца: 12 форм осуществления
+7 (929) 929 01 40trener@annabocharova.ru
Отправить запрос

Власть управленца: 12 форм осуществления

Речь в этой рассылке пойдет о конкретных формах осуществления власти. Эти формы, практически все из них, стары как мир, им много столетий. В той или иной степени или виде они описываются в различных книгах – от мемуаров древних политиков, таких как Николо Макиавелли, до современных авторов (менеджеров, психологов, социологов, антропологов), исследующих методы, с помощью которых власть лидера над коллективом утверждается и удерживается.

Власть, как мы с вами знаем – это способность влиять на других людей, добиваясь от них желаемых действий, решений или уступок. Поэтому формы власти – это, так или иначе, формы манипулирования конкретными людьми или группами людей, в которых «манипулятором» (политиком, менеджером и так далее) задействуются какие-либо поведенческие стереотипы людей, заставляющие их воспринимать его как «того, кто смеет», то есть, как человека, наделенного правом отдавать приказы.

Кроме того, я полагаю, что эти формы осуществления власти не могут рассматриваться в моральном плане. Это просто инструменты, без которых, по крайней мере, без большинства из них, эффективное осуществление и продолжительное удержание власти невозможно. Конечно, как и любой инструмент, эти также могут использоваться, в том числе, и во вред той структуре, по отношению к которой они практикуются. Впрочем, от самого обыкновенного кухонного ножа тоже, знаете ли, немало людей рассталось с жизнью.

Я для себя выделила 12 базовых форм (или методов) осуществления власти:

1. Власть ожидания

2. Власть обязательства или услуги

3. Власть последовательности и позиции самовосприятия

4. Власть порядка и непредсказуемости

5. Власть индивидуальных зависимостей и слабостей

6. Власть агентской сети

7. Власть монополизма

8. Власть техники и технологий

9. Власть бюрократии и формализма

10. Власть секса

11. Власть наблюдения и оценки

12. Власть сопричастности и собственной значимости

Рассмотрим их подробнее.

Власть ожидания

Вы когда-нибудь были в приемной какого-либо большого (или не очень) начальника – руководителя частной или государственной компании, организации или чиновника? Как правило, там почти все время кто-то есть – работники с важными делами, разного рода просители и так далее.

Насколько на самом деле необходимо организовывать свое время и встречи таким образом, чтобы конкретного руководителя все время (или часто) кто-то ждал? В действительности, в большинстве случаев такой необходимости нет. Весь процесс вполне мог бы быть организован так, чтобы в приемной руководителя (или где-то рядом с его кабинетом, если приемной не существует) не было, по крайней мере, постоянно не было, ожидающих его людей.

Я считаю, что в большинстве случаев такая дисциплина как тайм-менеджмент, не нужна, поскольку на самом деле у большинства руководителей проблемы не с нехваткой времени, а с расстановкой приоритетов по его использованию. Здесь примерно такая же ситуация, с одной, но существенной разницей – наличие «просителей», ожидающих встречи с «большим начальником» часто является намеренно созданной ситуацией.

Целью постоянного присутствия этих самых ожидающих является ни что иное, как демонстрация власти, статуса, значимости той персоны, чьей аудиенции они дожидаются.

Следует, однако, подчеркнуть, что руководитель, которого ждут «просители», демонстрирует свою власть и значимость не только им, но и всем остальным, кто является свидетелем этой ситуации – причем, как своим подчиненным, так и вышестоящему руководству или даже владельцам и партнерам (в случае с частным бизнесом).

Ну конечно, что же еще может так наглядно демонстрировать высокую занятость, полезность, незаменимость и влиятельность человека, чем постоянное, нарочито наглядное наличие людей, желающих с ним встретиться?!

Мне случалось работать с компаниями, где руководители профессионально использовали этот прием себе во благо. Один из генеральных директоров, например, согласовывая время для совещания совладельцев и топ-менеджмента компании, каждый раз затягивал с приходом на него, а когда несколько раздраженные акционеры посылали за ним сотрудника, тот обычно возвращался с извинениями от генерального директора и рассказом о том, сколько людей ожидают его в приемной. Поэтому я была совершенно не удивлена, когда через три года после того, как этот «генерал» возглавил компанию, акционеры предоставили ему миноритарную долю в собственности. К слову сказать, компания все это время действительно развивалась, но темпами, не превышающими рост самого рынка, на котором она работала. А рынок этот в течение этих трех лет только рос…

У небезызвестного и одиозного олигарха и политика Бориса Березовского в его «Доме приемов ЛогоВАЗа», который он сам, причем не безосновательно, называл «Кремль 2», также широко использовалась власть ожидания. Это здание использовалось как место, где заседала полуофициальная, но вполне реальная в 90-е годы группа людей во главе с Борисом Абрамовичем, которая, как вы, конечно же, знаете, называлась «семибанкирщина» - клуб наиболее влиятельных олигархов, таких как Ходорковский, Гусинский, Фридман и та далее. Большое количество людей из разных кругов и элит страны старалось попасть на примем в этот здание для того, чтобы решить свои вопросы с «теневым правительством» - от выдачи крупных кредитов до назначений на министерские должности в Правительство страны.

В особняке, который занимал «Дом приемов ЛогоВАЗа», существовало несколько так называемых «отстойников» - залов и комнат разного уровня комфортности, где приема ожидали люди разного статуса. Как правило, чем выше был уровень комфортности «отстойника», тем меньше было время ожидания присутствующих там «просителей». По тому, в каком именно «отстойнике» находился человек, незнакомые друг с другом люди даже могли сходу определить уровень статуса ожидающего там приема человека. Для некоторых ожидающих, особенно в залах наименьшей статусности, приемы могли по несколько раз переноситься на другой день.

Иногда посетителей намеренно сталкивали друг с другом, размещая людей примерно равного статуса в «разностатусные» помещения. Или наоборот, вводили в нужный круг «своих» людей, помещая в «отстойник» человека высокого статуса и неизвестного ему человека, который, на первый взгляд, воспринимался статусным просителем, как человек более низкого статуса. После этого, на глазах более статусного ожидающего, второго, менее статусного, «просителя» принимали первым. Далее приглашали в кабинет более статусного просителя и знакомили с тем, кто был принят первым, добиваясь, таким образом, выравнивания статусов в глазах этого человека. Следующим шагом была увязка «вопросов» этих двух людей с целью получения каких-либо уступок, внедрения своих людей для контроля определенных процессов в политике или бизнесе или любых других целей, которых можно было добиться таким способом.

Хороший манипулятор-руководитель умеет, заставив человека ждать, как унизить его, показать ему «его место», так и наоборот – выказать ему этим уважение, как бы парадоксально это ни звучало. Каким образом? Очень просто – например фразой: «Я намеренно принял вас последним, после всех остальных, чтобы мы могли обсудить все наши вопросы обстоятельно, никуда не торопясь и не будучи ограниченными по времени». Представляете, какое впечатление это произведет на человека, который видит, как занятой и важный руководитель, к которому пытается попасть уйма народу (что происходит прямо на глазах просителя, «в порядке живой очереди»), специально оставляет его «на закуску», демонстрируя, таким образом, привилегированное положение этого человека в его глазах?!

 




Все права защищены.
© 2010-2011 «Бизнес-тренер Анна Бочарова»
г.Ростов-на-Дону.
Дизайн и создание сайта - Idea !