+7 (929) 929 01 40trener@annabocharova.ru
Отправить запрос

Не создавай того, что не сможешь разрушить… Часть 3.

Контроль над тем, что вы делаете, что развиваете – это единственное, что поможет вам не остаться у «разбитого корыта» и не позволить кому-то воспользоваться плодами вашего труда. Это один из самых важных моментов, о которых нужно помнить, делая что-то стоящее. Не стоит ставить все на то, чем вы на самом деле не владеете и что реально не контролируете.

В еще одной ситуации, несколько предпринимателей на партнерских отношениях основали компанию по поставкам азиатской сантехники. Причем, изначально ситуация была такова, что первоначальный стартовый капитал вносился одним предпринимателем (который, к слову, потребовал себе за это долю в компании в объеме более 50%), а знания рынка, связи с поставщиками и клиентами, навыки в международной логистике и работе с таможней для избегания корректировок таможенной стоимости и так далее – были вкладом двух других совладельцев. Эти двое были моими давними клиентами.

Бизнес неплохо развивался, постепенно отбивая первоначальные затраты и начиная давать прибыль. В ходе этого, партнерами была зарегистрирована в России на совместную компанию торговая марка, под которой продавалась импортируемая ими сантехника. Товар под этой маркой постепенно становился узнаваемым на рынке. Я знала это, поскольку каждые шесть месяцев обучала менеджеров по продажам этой компании, а также подбирала нескольких ключевых сотрудников и оказывала еще кое-какие консалтинговые услуги.

Как-то раз в приватной беседе в ресторане, куда мои клиенты пригласили меня вместе с ними отпраздновать очередной день рождения, они рассказали мне, что у них назревают проблемы с их партнером – он все чаще намекал, что он тут главный и компания создана на его деньги, а также, что он со многим не согласен. Например, со стратегией развития компании, ценовой политикой и, конечно, с распределением прибыли между акционерами. Это, кстати, несмотря на то, что компания уже давно брала кредиты, причем, их объем в несколько раз превышал стартовый капитал, внесенный их соучредителем. Более того, этот соучредитель получил объем дивидендов, который уже превысил внесенный им первоначальный капитал. И, тем не менее, чем больше прирастали обороты их совместной компании, тем выше был градус напряженности.

Для начала, я посоветовала своим клиентам сходить к юристу со всеми учредительными документами. Однако, они мне ответили, что уже были у одного из лучших юристов города и тот сказал им, что документы изначально составлены не в их пользу и они в любой момент могут остаться без бизнеса, в лучшем случае, получив кое-какую, скорее номинальную, чем рыночную, компенсацию стоимости их доли в компании.

Я рассказала им о правиле, которому научил меня когда-то мой «авторитетный» наставник и сказала им, что очевидно, их партнер понимает важность того, что в этом правиле описывается, особенно, его вторую часть. После чего я попросила тайм-аут, чтобы подумать, что можно сделать в такой ситуации, чтобы, если не сохранить контроль над бизнесом, то, по крайней мере, получить достойную компенсацию за свой вклад в успехи и уровень развития компании.

Я еще раз проанализировала расклад сил, существующие возможности, позадавала своим клиентам массу вопросов, сама проконсультировалась у юриста и нескольких патентных поверенных. После чего предложила своим клиентам следующую схему защиты: посоветовала им зарегистрировать торговую марку, под которой товар продавался (и также был зарегистрирован) в России, во всех тех странах, откуда они импортировали или намеревались в ближайшее время импортировать его, на другую, принадлежащую только им, компанию. Проделав это, они получали право блокировать вывоз товара под этой торговой маркой из указанных стран под тем предлогом, что владельцем этого торгового знака являлись они, а они не давали разрешения производить товар под своей торговой маркой кому-либо.

Моим клиентам идея понравилась, и они воспользовались моим советом, подав торговую марку на ускоренную регистрацию во всех своих странах-импортерах. Промучившись со своим партнером еще чуть более полу года (причем, за это время ситуация еще более ухудшилась и перешла фактически в открытую вражду с предчувствием близкой развязки), они получили, наконец, все соответствующие документы на право владения торговой маркой в странах-импортерах.

К тому времени их партнер окончательно решился с ними расстаться. Было созвано совещание, на котором их совладелец, вместе с двумя юристами, предложил им выйти из состава учредителей компании. Когда мои клиенты заговорили о справедливой рыночной оценке стоимости их долей, им ответили, что стоимость их долей будет определяться в соответствии с подписанными ими ранее документами и составит гораздо меньшую сумму, чем та, на которую они претендуют, а если они с этим не согласны, то он готов перенести разбирательство в суд.

Мои клиенты взяли тайм-аут, якобы, для того, чтобы подумать над «щедрым» предложением их «партнера». В это время они разослали от имени второй своей компании в адрес компаний-производителей, а также в адрес таможенных органов стран, откуда они импортировали сантехнику, письмо, в котором говорилось, что владельцами прав на данный торговый знак в указанных странах является именно эта компания. В том же письме они потребовали прекратить производство и импорт продукции под принадлежащей их компании торговой маркой, поскольку оно является незаконным и нарушает их права на интеллектуальную собственность, а также приложили копии документов на право владения торговой маркой.

В результате такого «ответного террора» в течение недели было полностью приостановлено производство и импорт сантехники под данной торговой маркой в Россию. Кроме того, поставщики забросали компанию письмами по поводу невозможности исполнения размещенных и частично предоплаченных заказов в связи с нарушением прав на интеллектуальную собственность и запрет от контролирующих и таможенных органов.

Имея такие «козыри» на руках, мои клиенты снова сели за стол переговоров со своим бывшим партнером. Теперь, поскольку сформированная ими ситуация в ближайшее время грозила чуть ли не банкротством для компании, они выставили требования по компенсации своего выхода из нее, существенно превышающие даже наиболее высокие оценки рыночной стоимости их долей в компании. Их оппонент пытался сопротивляться, но после угрозы продать права на эти марки конкурентам, сдался.

Выдвинутые моими клиентами требования, в обмен на передачу прав собственности на торговую марку компании в странах-импортерах, были полностью удовлетворены. Прекрасно разбираясь в данном бизнесе, они, на вырученные средства и заемное финансирование, открыли новую компанию по поставкам сантехники (причем, теперь уже подали на регистрацию свою торговую марку везде). Через два года они восстановили аналогичный объем продаж, который был в их предыдущей компании, отобрав у нее большую часть рыночной доли. В результате крупных выплат за компенсацию стоимости их долей, а также по причине потери рыночной доли, их первая компания, во главе с их бывшим партнером, обанкротилась и полностью ушла с рынка.

Причины краха бывшего партнера моих клиентов проста – он потерял контроль, поскольку нарушил обе части правила:

- он купил то, что не смог продать сам – бизнес с большой дырой в финансах из-за вынужденных крупных выплат, которым он, к тому же, не сумел в таком состоянии нормально управлять;

- и создал то, что не смог разрушить – более профессионального, более финансово здорового и принципиально злого на него конкурента.

 




Все права защищены.
© 2010-2011 «Бизнес-тренер Анна Бочарова»
г.Ростов-на-Дону.
Дизайн и создание сайта - Idea !